Комплекс Двигательной Нейро-Абилитации – это наше авторское видение практических мер для наилучшей помощи детям, имеющим неврологические нарушения различного характера. Наши методы – результат многолетней практической работы с особенными детьми, полученный на основе собственных исследований и заимствования отдельных приемов из лучших методик двигательного развития, созданных в мире за последние 100 лет.

Наша работа по созданию методов состояла в том, чтобы адаптировать для особенных детей наиболее эффективные методы воздействия на двигательную способность человека, которые были разработанны для взрослых. 

Главная проблема детей с двигательными нарушениями состоит в том, что они упустили в силу разных причин (родовые травмы или пост-родовые нарушения НС) двигательный сенситивный период – время, когда формируется психо-моторика и закладывается фундамент двигательного развития. Либо получили повреждение НС вследствие инфекционных воздействий – энцефалит, менингит, а также неправильно проведенное вакцинирование.

В любом из этих случаев поврежденная НС не обеспечивает физиологическую основу для становления и поддержания нормальной двигательной способности. Но человеческий организм – это система с большим запасом прочности и превосходным потенциалом восстановления, выработанными в процессе миллионолетней эволюции. Базовое свойство НС, дающее возможность для нормализации и развития двигательной способности – нейропластичность. Нейропластичность обеспечивает нервную систему возможностью перестраивать свою структуру, адаптируясь к изменениям,  и тем самым восстанавливать поврежденные участки.

Главная цель в работе по методу Нейро-Абилитация – перезапустить процесс формирования базовых механизмов управления движением, то есть произвести ре-старт психомоторики и тем самым искусственно воссоздать для двигательных отделов нервной системы условия сенситивного периода. Процесс восстановления поврежденных участков НС за счет нейро-пластичности мы назвали – Ренейрогенез, то есть порождение нейронных связей и структур нервных тканей заново. 

Таким образом, наши методы представляет собой комплекс методик и приемов, позволяющих заново запустить процесс  Сенситивного периода, когда происходит базовое формирование нейронных связей между отделами мозга, а также строится многоуровневая связь между мышцами и сенсо-моторной корой головного мозга.

Процесс комплексного воздействия по методам Нейро-Абилити весьма технологичен. Путем детальной диагностики мы выясняем имеющийся у ребенка уровень двигательного развития и определяем систему тех или иных средств из состава техник Нейро-Абилити:

Комплекс основных средств:

Обучение ребенка необходимо проводить в соответствии с базовым процессом становления системы двигательных навыков – формирование анти-гравитационной системы (АГС) от уровня к уровню. 

Структура Антигравитационной системы человека формируется поэтапно при постоянном противодействии нашего тела силе земного притяжения. 

Наша работа по изучению структуры Антигравитационной системы человека (АГС) заключалась в том, чтобы воссоздать этапы формирования двигательных навыков у детей первого года жизни. Мы считаем, что формирование одного двигательного навыка происходит в несколько этапов, которые в свою очередь являются суммой сложноорганизованных произвольных и непроизвольных движений ребенка.

Задача воздействия по методу Нейро-Абилити состоит в том, что бы обучение двигательным навыкам происходило максимально эффективно для ЦНС каждого ребенка, из чего мы вывели несколько правил формирования двигательного навыка:

1 правило – достаточное количество кислорода в крови для обеспечения работы головного мозга в процессе движения обучаемого субъекта. Описано авторами Уваровым (Старченко) В.В и Суколен Т.П.

2 правило – минимальное количество мышечных усилий обучаемого субъекта. Описано Моше Фельденкрайзом.

3 правило – условие самостоятельного удержание равновесия в пространстве во время совершения произвольного движения обучаемым ребенком. 

4 правило – двигательные навыки вышележащего уровня формируются только после завершения двигательных навыков нижележащего уровня. Описано Н.А.Бернштейном.

5 правило – доминирование при формировании навыков двигательного ядра, то есть крупных мышц корпуса.

Только при соблюдении всех перечисленных правил у ребенка формируется двигательный навык. Также, исходя из состояния конкретного ребенка, для максимально эффективного воздействия используются комплексы дополнительных и вспомогательных средств. 

Комплекс дополнительных средств:

1. Абилитация дыхания (Брифабилити)

2. Динамические суставные опоры. Система формирования суставных опор разработана нами на основе собственного опыта в применении теории Н.А.Бернштейна. Без формирования навыков опоры на крупные суставы невозможно удержание динамичной и статичной поз. Перемещение из одной позы в другую осуществляется с помощью переноса веса тела с одной конечности на другую. Образование навыка управления движением требует интенсивной работы  коры головного мозга и большого расхода кислорода, поэтому процесс обучение оптимально происходит только при сохранении нормального ритма дыхания и чувства глубокой проприоцепции.

4.Проработка системы осей функциональной организации движения

Комплекс вспомогательных средств:

1. Вестибулярная стимуляция необходима для обучения ребенка самостоятельному передвижению и нахождению в статичных и динамичных позах. Вестибулярная стимуляция проводится в оптимальном режиме для функции дыхания ребенка. Применение вестибулярной стимуляции проводится нами с точки зрения теории Н.А.Бернштейна.

2. Ре-интеграция фасциальных натяжений и устранение локальных дисфункций. Заимствованные приемы из Структурной Остеопатии и Биодинамической модели остеопатии.

3. Приемы клинической Соматики Т. Ханна, адаптированный для работы с детьми для ослабления избыточного тонуса и создания условий для возникновения новых вариаций движения.
 
В результате применения нашего метода Нейро-Абилити к детям с нарушением развития ЦНС и запуска процесса Ре-Нейрогенеза происходит повышение уровня Нейро-пластичности головного мозга. Чем выше уровень нейро-пластичности, тем больше возможностей у ЦНС к изменению и развитию до признанной нормы. Все это в целом обеспечивает условия для активизации формирования новых нейронных связей между моторной корой головного мозга и подкорковыми и мозжечковыми структурами, а также создания потенциала для развития двигательных способностей ребенка. 

Для детей основная польза этого метода заключается в том, чтобы позволить нервной системе ребенка в кратчайшие сроки восстановить поврежденные нейронные связи и возобновить контроль над движением мышц, утраченный вследствие травм перинатального и постперинатального периода, вызывающих ДЦП и Эпилепсию. 

При соблюдении всех перечисленных методов можно эффективно обучать ребенка двигательным навыкам и одновременно развивать интеллект и речь, т.е. максимально приблизиться к возрастной норме развития без риска провоцирования явлений отката, как это случается при избыточной стимуляции НС.

Авторы метода и статьи: Уваров(Старченко)Вадим и Суколен Татьяна